В последние годы значительно увеличилось число детей с речевыми нарушениями. К сожалению, к специалисту-логопеду такие дети попадают перед школой, в лучшем случае после пяти лет.
Но самый значимый для развития ребенка возраст (3 – 5 лет) упущен. Отсюда масса проблем не только с устной речью, но и с письменной, которые особенно ярко проявляются при обучении детей чтению и письму в школе.
А ведь внимательное отношение к ребенку с первых дней жизни дает возможность родителям заранее выявить речевые проблемы ребенка и вовремя принять меры по их устранению.
Родителям важно уделять как можно больше времени и внимания для общения с ребенком, для совместных игр, упражнений. Особенное значение имеет развитие мелкой моторики рук, потому что центры, ответственные за движения руки, и артикуляционные центры находятся в коре головного мозга в ближайшем соседстве. Развивая мелкую моторику рук, мы тем самым готовим почву для артикуляторных движений (всевозможные игры типа «Ладушки», «Идет коза рогатая»). Помимо пальчиковых игр хорошо проводить массаж пальцев, особенно тщательно массируя их кончики.
Родители должны внимательно относиться к общению с ребенком. Любое отставание в речевом развитии должно сразу насторожить грамотную маму. Задержка гуления, его неинтонированность, запаздывание фазы лепета (иногда он появляется к 2 годам, а в норме – к 4 – 6 месяцам), его необращенность к взрослому – все эти признаки являются симптомами речевых нарушений. Дальнейшее отставание проявляется в позднем появлении первых слов, медленном накоплении словаря. Фраза также появляется поздно, ее характеризуют невнятность, скомканность, аграмматичность, свернутость.
По мере роста ребенка речевые проблемы усугубляются, появляются стойкие нарушения звукопроизношения. У ребенка накапливается опыт дефектного произношения. Речь у такого ребенка неразборчивая, говорит «будто каша во рту», страдают все стороны устной речи.
Позднее развитие речи не должно оставлять родителей спокойными. Нельзя ждать пока ребенок «выговорится». Важно не упустить столь значимый в полноценном развитии ребенка сензитивный период (до 3 – 5 лет).