130

О заикании: чтобы не было беды

На вопрос: «Отчего ребенок начал заикаться?» чаще всего можно услышать неправильный, но лежащий на поверхности ответ: «От испуга». Однако на протяжении своего детства каждый ребенок обязательно переживает какой-нибудь испуг и чаще всего не единственный, в то время как заикаться начинают далеко не все испугавшиеся. Отчего же это?

Оказывается, испуг может только «запустить» механизм заикания, но, чтобы действительно начать заикаться, у ребенка должны быть для этого и другие – значительно более веские причины (не обязательно – все возможные).

Что же это за причины?

  • Наследственность;
  • Подражание чужой нарушенной речи – произвольное или невольное;
  • Леворукость, особенно переученная;
  • Вегетативно-сосудистая дистония (чаще всего она проявляется утомляемостью, раздражительностью, ускоренным сердечным ритмом, потливостью кистей рук и стоп ног, подмышечной потливостью, желудочно-кишечными расстройствами);
  • Бурное развитие фразовой речи (этот момент может сформироваться заикание);
  • Недостатки произношения звуков;
  • Ускоренный темп речи;
  • Высокий голос;
  • Привычка делать перед началом речи быстрый и глубокий, иногда с шумом и всхлипыванием вдох (особенно, когда не терпится высказаться);
  • Захлебывающаяся речь;
  • Невротический склад личности (на него указывает наличие тиков (навязчивых движений в мышцах лица, шеи, рук и др., в том числе – шмыганье носом), ночное недержание мочи, беспокойный сон с ночными кошмарами). Ребенок, как правило, легко волнуется, у него может быть повышенная раздражительность или слезливость.

Для наглядности приведем некий собирательный образ, условный портрет ребенка, который имеет практически все шансы для того, чтобы начать заикаться.

Это будет, скорее, мальчик (девочки заикаются значительно реже) 3-5 лет. Кто-либо в его семье может заикаться, то есть ребенок, кроме наследственности, имеет еще и возможность подражать неправильной речи.

Наш мальчик будет, скорее всего, возбудимым, легко выходящим из себя ребенком, бурно двигательно проявляющим как радость, так и негативные эмоции. В своих движениях он, вероятно, будет расторможен, склонен к хаотичным беспорядочным действиям (бесцельное бегание, размахивание руками и т. п.) – в этом проявляется недостаточный самоконтроль.

Он будет склонен к истерическим выходкам, с бурными двигательными проявлениями, классическими из которых считаются катания по полу. Двигательный аффект может проявляться и более скромно — в виде топанья ногами, стучания кулаками и т. п., но плач при этом все равно будет истошным. Как правило, успокоить ребенка удается достаточно сложно, так как же он нередко бывает упрям.

В результате этих своих наклонностей ребенок пребывает с окружающими в состоянии регулярной, скрытой или открытой, борьбы. Это создает у него чувство внутреннего напряжения, которое проявляется напряженностью мышц. Он может быть очень даже подвижным, но из-за зажатых мышц кажется не координированным и угловатым. Особенно сильно у него зажат плечевой пояс, плечи при этом приподняты.

По общему свойству, характерному для совместной работы мышц, напряжение из одной группы мышц неизбежно распространяется на другие, близлежащие мышцы. Поэтому шея у ребенка тоже напрягается, напряженными оказываются мышцы губ и щек, а также мимические мышцы — от этого у ребенка может возникать избыточная лицевая мимика. Напряженные, приподнятые плечи влекут за собой нарушение дыхания, оно становится ключичным, тогда как для речи требуется брюшное дыхание. В результате ребенок дышит поверхностно и время от времени у него возникает потребность сделать глубокий вдох (чтобы пополнить воздух в груди и снять напряжение с мышц грудной клетки), что особенно вредно делать перед началом речи.

Речь ребенка будет иметь характерные особенности: около трех лет он начал пользоваться развернутой фразой, у него не сформировано произношение большого числа звуков. Часто он говорит излишне высоким голосом, что всегда добавляет речи «детскости». Когда он говорит, возникает ощущение, что голос его звучит только в горле и звонко резонирует в голове, это дополняется еще манерой начинать высказывание с твердой атаки. Нормальный же голос звучит в той или иной мере хрипловато и бархатно, для этого должна резонировать грудная клетка, что возможно тогда, когда мышцы там не напряжены. Темп речи у ребенка быстрый, он еще и словоохотлив, от чего возникает ощущение, что его речевые возможности не поспевают за его темпом – в результате в речи у него встречаются запинки и повторы слогов больше напоминающие оговорки и ошибки, он часто сбивается.

Формирование заикания возможно предупредить. Это особенно важно сделать потому, что уже возникший дефект сложно поддается коррекции — она не всегда бывает успешной. Это связано со многими обстоятельствами, одним из существеннейших среди которых является личность ребенка.

Что же нужно сделать для предупреждения заикания?

  • Упорядочение режима жизни. Обстановка в доме должна быть тихая и уравновешенная. Для ребенка могут быть опасны бурные эмоции, как положительные, так и отрицательные, возбуждающие мероприятия, особенно перед сном. Противопоказано воспитание «примерного ребенка», так как оно предъявляет к нему трудно осуществимые требования, что приводит к психическому перенапряжению. Для ребенка не полезны различные выступления перед посторонними. Может быть опасным овладение в раннем возрасте иностранными языками
  • Предрасположенному к заиканию ребенку противопоказан детский сад, причем, даже — самый лучший. За его общением со сверстниками желательно присматривать.
  • Ребенка нужно подготовить к школе — научить читать и писать (выкладывать из разрезной азбуки), пересказывать, чтобы облегчить для него учебные ситуации, связанные с речью. При его поступлении в школу желательно договориться с учителем, чтобы первое время ребенка не вызывали к доске.
  • При наличии возбудимости, нервозности или каких-то других проблем ребенка нужно показать врачу-невропатологу, а также детскому психологу.
  • Оздоровительные мероприятия. На речь ребенка влияет все: и психическое, и физическое состояние организма. Практически любые болезни ослабляют организм и могут «сбивать» речевые зоны мозга с режима работы. Для того, чтобы защитить ребенка и от возможных простуд, и укрепить его здоровье, нужно вспомнить о такой простой и доступной вещи, как закаливание. Кроме того, вы должны следить, чтобы у ребенка постоянно была физическая нагрузка. Для ребенка полезна нагрузка, состоящая в ритмизированном поочередном использовании конечностей (ходьба, бег, плавание, велосипед, ритмические танцы и т.п.)
  • Понижение высоты звучания голоса. Повышенный голос появляется у ребенка из-за напряженных мышц плечевого пояса и шеи. Высокий голос дает и обратную реакцию – он усиливает напряжения мышц. Понижение голоса формируется по подражанию, поэтому говорить с ребенком нужно низким голосом.
  • Устранение излишней громкости речи. Она возникает из-за общей зажатости мышц, а также в силу распространенного среди предрасположенных к заиканию детей темперамента. Просите ребенка говорить потише.
  • Замедление скорости речи. Напрямую замедлить темп речи невозможно, поскольку он связан со скоростью протекания других двигательных реакций, поэтому предлагайте ребенку помедленнее двигаться и, не спеша, говорить.
  • Постановка речевого выдоха. При правильном речевом выдохе струя воздуха должна беспрепятственно направляться по ротовой полости к передним зубам (не попадая в нос).
  • Постановка дефектно произносимых звуков. Нужно обратиться к логопеду.
  • Преодоление повторов слогов (итераций). Никогда не акцентируйте на них внимание ребенка, не повторяйте за ним. Просите его повторить всю фразу помедленнее (так как вы не расслышали), понизив голос, предварительно выдохнув воздух, соблюдая речевой выдох, с грудным звучанием. Фраза не обязательно должна быть повторена теми же словами.

Еще несколько советов

  • Дети подражают речи окружающих взрослых. Вы незаметно можете помочь ребенку изменить манеру речи, для этого постарайтесь сами говорить меньше и не торопясь, короткими и понятными фразами, употребляя простые, знакомые ребенку слова. Ваша речь должна быть четкой, ясной, лаконичной. Не требуя от ребенка, чтобы он говорил ритмизировано, сами чаще говорите и читайте ему с ритмом, тогда ребенок воспользуется приемом ритмизации речи неосознанно. Не задавайте ребенку слишком много вопросов, вовлекая его в сложные беседы. Не провоцируйте ребенка на речь. Учитесь, прежде чем что-то сказать, выдерживать паузу. Давайте себе время увидеть, что происходит. Некоторая медлительность взрослых всегда действует на детей внушающим образом.
  • Подумайте, как организовать вашу совместную жизнь с ребенком так, чтобы его не надо было подгонять. Ваша задача – научить ребенка говорить медленнее. И она становится абсолютно невыполнимой, когда вы начинаете спешить и торопить ребенка, делая его жизнь еще более напряженной. Примерно каждый второй ребенок не справляется с темпом, предлагаемым ему взрослым, не у всех получается сразу оторваться от увлекательного занятия, быстро выполнить вашу просьбу. Так же, как и себе, давайте ребенку достаточный запас времени – « вот эту машинку в гараж поставишь, и мы будем…», «скоро я позвоню в колокольчик, и мы начнем…». Если обстоятельства складываются так, что действовать надо немедленно, не вступайте в препирательства, не торгуйтесь, уверенно и весело приказывайте. Иногда, без лишних слов, мягко обнимите и уведите. Всегда действуйте по ситуации и интуиции. Сложные моменты в вашем взаимодействии с ребенком возникают ежедневно, не бойтесь экспериментировать.
  • Большую часть дня занимайте ребенка занятиями, которые не требуют развернутой речи. Режим ребенка нужно организовать так, чтобы необходимость в речи почти не возникала. Это, конечно, трудно, но возможно. Можно играть в настольные игры, вытаскивайте из дальнего угла мозаику, лото, домино, пластелин, глину. В каждом доме есть конструктор, какой-то строительный материал.
  • Полезно петь для ребенка и вместе с ребенком, вспоминать песенки из своего детства, танцевать и просто двигаться под музыку.
  • Вы можете делать обычные рутинные домашние дела вместе с ребенком. Девочки часто с удовольствием перебирают крупу, раскладывают пуговицы, мальчики охотно возятся с рабочими инструментами. Играя в одиночестве, ребенок оречевляет свои действия, но, как правило, не заикается. Многие дети говорят без запинок с игрушками, животными, маленькими детьми. Не запрещайте такую речь.
  • Внимательно слушайте и давайте вашему ребенку почувствовать: то, что он говорит — самая важная вещь в данный момент. Не перебивайте. Позволяйте вашему ребенку начинать беседу и выбирать тему для разговора. Позвольте вашему ребенку закончить фразу, даже если для этого вам придется довольно долго ждать.
  • Признавайте, что речь бывает трудной. Иногда ребенку настолько трудно произнести какое-либо слово, что он может закричать: “я не могу этого сказать ”, “ никак не получается”. Вы можете продемонстрировать принимающее отношение к ребенку следующими фразами: “это было трудно произнести”, “это сложное слово”. Произносите такие фразы, только когда ваш ребенок сильно расстроен или напуган или находится в состоянии стресса. В других случаях неплавной речи у ребенка поддерживайте контакт глазами, и ждите окончания его фразы столько времени, сколько потребуется. Если вы не можете уделить время и внимание исключительно вашему ребенку, то скажите ему о том, что вы выполните определенную работу, а затем сможете уделить ему полностью все внимание. Обязательно выполните свое обещание.
  • Отведите специальное время для беседы. Специально отведенное время для игр, общения и беседы со своим ребенком значительно способствует увеличению плавности речи. Используйте это время для того, чтобы выработать более медленный темп своей речи. Позвольте своему ребенку самостоятельно решить, чем заняться и когда начать разговор. Время, уделенное вашему ребенку, значительно повысит его самооценку, что поможет ребенку снизить темп его речи. Уделить внимание исключительно ребенку — это то, чего детям так часто не хватает, это то, о чем дети мечтают.

Отправить комментарий