Самое главное, чего хочется пожелать всем детям, это, конечно же здоровья!
Нет ничего хуже для родителей, чем то, когда болеет ребенок. Зимние морозы, весенняя слякоть, летние сквозняки, осенняя сырость и так круглый код. Насморк, горло, кашель, насморк, насморк, насморк…
В конечном итоге частые заболевания носоглотки приводят родителей и их детей сначала к ЛОР-врачу, который ставит диагноз «аденоиды», а потом, к удивлению многих родителей, к специалисту-логопеду, который борется с последствиями этих всем известных аденоидов.
Давайте попробуем разобраться, почему же ребенок с аденоидами требует своевременного контроля и поддержки со стороны логопеда?
Аденоиды — избыточное разрастание носоглоточных миндалин, которое ведет к затрудненному носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом.
Что же происходит с организмом ребенка?
Миндалины перестают выполнять свои функции: дезинфицировать поступающий воздух; они разрастаются, сами превращаясь в рассадник инфекций и открывая путь микробам и вирусам в органы дыхания.
Часто повторяющиеся болезни носоглотки могут привести к стойкому снижению биологического слуха у ребенка.
Из-за застойных явлений в полости носа у детей нередко возникают головные боли.
Меняется и ритм дыхания. Частые короткие вдохи ребенка, имеющего аденоиды, ведут к тому, что мозг ребенка постоянно находится в состоянии кислородной недостаточности, что приводит к повышенной утомляемости, снижению работоспособности, внимания, памяти; при этом изменяются все психические процессы.
Эти особенности развития неизбежно ведут за собой речевые нарушения у детей.
Во-первых, происходит изменение речевого дыхания. Из-за короткого речевого выдоха, фраза неожиданно прерывается, для того чтобы сделать дополнительный вдох. Нарушается темпо-ритмическая сторона речи. В дальнейшем это приводит на письме к трудностям определения границ предложения, слова, слога.
Во-вторых, у ребенка изменяется голос, приобретая носовой оттенок. Меняется тембр голоса: он становится глухим, невыразительным. Это приводит:
- к нечеткому произнесению гласных звуков под ударением (дама=дыма) и, следовательно, к трудностям выделения гласных на фоне слова, т. е. к нарушению фонематического анализа, что влечет за собой трудности овладения письмом в школьном возрасте;
- к трудностям различения таких звуков, как Л, М, Н, Д, Б, из-за носового оттенка голоса (мебель=небель, день=нень);
- к трудностям различения звонких и глухих согласных из-за глухости голоса, что неизбежно отразится на письме ребенка.
В-третьих, аденоиды у детей являются причиной слабости речевого аппарата, что проявляется:
- в повышенном слюноотделении;
- в слабости мышц языка, которое приводит к нарушению произношения различных звуков (С-З, Ш-Ж, Р, Л и др.)