111

Что такое детская нейропсихология?

Нейропсихология - раздел психологии, изучающий мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, моторики, мышления, эмоционального реагирования.

Детская нейропсихология занимается изучением закономерностей развития психических функций в норме и отвечающих за них отделов головного мозга. В поле зрения детского нейропсихолога попадают как здоровые дети, чьи индивидуальные особенности не позволяют максимально эффективно усваивать новую информацию или реализовывать свои способности, так и их сверстники, имеющие различные проблемы со здоровьем.

В последние годы детская нейропсихология активно внедряется в психологическую службу в системе образования и участвует в оказании помощи детям с самыми разными проблемами развития. Наиболее эффективной помощь нейропсихолога оказывается в тех случаях, когда ребёнок испытывает трудности в подготовке и адаптации к школьному обучению, имеет такие нарушения, как задержка психического развития (ЗПР) и отставание в речевом развитии (ОНР), а также при работе с неуспевающими учениками.

Нейропсихологические методы диагностики и коррекции доказали свою эффективность и в работе с одарёнными детьми. Очень часто юные гении демонстрируют потрясающие успехи в какой-то одной области, но отстают от сверстников в овладении другими знаниями и навыками, — например, в коммуникативной сфере.

Консультация нейропсихолога помогает выявить причины отставания или неравномерности развития ребёнка с помощью тестовых заданий, показывающих степень зрелости и уровень взаимодействия различных отделов головного мозга. Например, в височной доли левого полушария находятся области, «отвечающие» за звуковой анализ речи. Если в ходе нейропсихологической диагностики тесты, проверяющие состояние этой зоны мозга, выполняются неправильно, можно не только диагностировать её незрелость, но и спрогнозировать появление определённых типов ошибок в устной речи, при письме, чтении и запоминании информации.

Детский нейропсихолог строит коррекционные занятия, исходя из индивидуальных особенностей функционирования мозга ребёнка, что особенно важно в случае неравномерности или отставания в развитии психических функций. В результате правильно организованной работы с нейропсихологом ребенок становится более спокойным и усидчивым; у него улучшается память, внимание. Занятия в школе усваиваются лучше, домашние задания выполняются быстрее.

Отправить комментарий