У детей со зрительными нарушениями речевое развитие является одним из основных компонентов психологической основы усвоения знаний в школе. Нарушения речи у детей с недостатками зрения своеобразны по выраженности, симптоматике и структуре, а в совокупности со зрительным дефектом они обуславливают неподготовленность детей с нарушением зрения к обучению грамоте и в дальнейшем могут являться причиной неуспеваемости.
Коррекционно-логопедическая работа с данной категорией учащихся должна быть направлена на развитие как речи, так и познавательной деятельности ребенка в соответствии с принципом системного подхода (Л.С.Цветкова, А.В.Семенович, А.Л.Сиротюк и др.) Это означает, что должно осуществляться комплексное многостороннее воздействие, организуемое силами логопеда в школе. Однако решить задачу общего развития только на занятиях логопеда невозможно. Эта задача должна решаться в комплексе усилий логопеда, тифлопедагога, учителя, психолога и других специалистов.
Основные направления моей коррекционной деятельности:
- диагностика и составление индивидуальной и подгрупповой программы коррекционного воздействия;
- осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- профилактика нарушений устной и письменной речи;
- подготовка детей к школьному обучению;
- использование основ нейропсихологической коррекции на занятиях.
Одной из основных целей правильной организации занятия у школьного логопеда, наряду с коррекцией нарушений речи, является сохранение на возможно более продолжительное время работоспособности ребенка.
Во время проведения занятия логопед должен учитывать допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для школьников с нарушением зрения и длительность активного внимания учащихся младших классов. Непрерывная зрительная нагрузка в начальных классах школ для детей с нарушением зрения не должна превышать 10 минут, а для некоторых детей со сложной глазной патологией должна быть еще меньшей (Новичкова И.В.).
Работоспособность учащихся зависит от временного этапа занятия. Обычно в начале дети трудно включаются в работу. Поэтому в первые 5-10 минут у учащихся с нарушением зрения отмечается низкая работоспособность. Наибольшая работоспособность наблюдается между десятой и двадцатой минутами занятия. В последние 10-15 минут работоспособность снижается. Логопед должен использовать эту информацию в своей практической деятельности.
Во время проведения занятий с младшими школьниками следует чаще переключать их с одного вида деятельности на другой. После работы, связанной с интенсивной деятельностью зрительного анализатора, надо перейти к работе, во время которой основная нагрузка падает, например, на слуховой анализатор. Смена видов деятельности способствует повышению работоспособности. Это объясняется тем, что с изменением характера раздражителей в работу вовлекаются неутомленные участки коры головного мозга.
Положительное влияние на поддержание работоспособности учащихся младших классов с нарушением зрения на занятиях оказывают физкультурные паузы.
Опираясь на различные анализаторы, в содержание логопедических занятий включаются упражнения по развитию ориентировки в пространстве, зрительному, слуховому, осязательному восприятию, развитию речи.
Игра должна быть обязательным элементом занятий, так как у данной категории детей значительно позже формируются предпосылки игровой деятельности. Широкое использование игр и занимательных приемов (смешные картинки, шутливая формулировка целей заданий и упражнений, кроссворды, загадки и т.д.) способствовать повышению мотивации на занятии.