9

Развитие оптико-пространственной сферы у детей

Умение ориентироваться в пространстве – один из необходимых компонентов общего развития ребенка, его готовности к школьному обучению. Недостаточно развитая пространственная ориентировка (оптико-пространственные функции) ребенка приводят к отставанию в обучении письму, чтению, а также при усвоении математических и лингвистических понятий.

Особо остро вопрос формирования пространственной ориентировки и представлений, как важнейшей предпосылки успешного обучения (в частности обучению письму и чтению), возникает тогда, когда речь идет о детях с нарушениями зрения, поскольку, как известно,  восприятие пространственных отношений основывается на зрительной ориентировке в предметах окружающего мира.

Как известно, письменная речь – это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка, которая формируется только в условиях целенаправленного обучения грамоте и затем совершенствуется.

Каждый этап процесса письма протекает на основе умений и навыков пространственного ориентирования, формирующихся уже к у 7 годам при полноценном развитии ребенка.

В норме к 7-8 годам у ребенка завершается начавшийся в 3 года процесс освоения слов, отражающий данные категории, что способствует усилению связи между практической ориентировкой и речемыслительной деятельностью и увеличивает влияние последней на первую. Сформированные к данному возрасту пространственные ориентировки обеспечивают успешное освоение всех этапов обучения письму.

Итак, нарушение письма – это следствие комплекса причин, лежащих в основе трудностей. На начальном этапе обучения эти трудности еще не «неуспеваемость», но при отсутствии адекватной помощи они действительно перерастают в неуспеваемость.

Ознакомиться с презентацией

На письме смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки считаются проявлением оптической дисграфии. Они могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная логопедическая работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, несформированность оптического образа буквы.

Для того чтобы вовремя определить нарушения письма, необходима дифференциальная диагностика зрительно-пространственных функций Сложность такой диагностики часто заключается в том, что причиной этих нарушений  может быть частичное недоразвитие отдельных психических процессов в комплексе, которые часто проявляются своеобразно, а внешне дают картину сходных нарушений психики или нарушений поведения.

Качественная и своевременная диагностика во многом определяет возможности дальнейшей коррекции, позволяет составить рекомендации для учителей и родителей, предложить индивидуальные приемы педагогической помощи ученику на уроках и при выполнении домашних заданий.

Прочитать всю статью.

Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при оптической форме дисграфии логопеду нужно принять во внимание  ранние сроки начала коррекционной работы и комплексность мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок.

После проведения комплексного обследования, которое позволяет выявить степень нарушения конкретных функций, необходимых для осуществления процесса письма, а также  определить этап, с которого необходимо будет начинать работу, планируется серия специальных коррекционных занятий.

 Коррекционная работа ведется  в следующих основных направлениях:

  • Развитие пространственной ориентировки и представлений.
  • Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения (вербальная маркировка пространства).
  • Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза.
  • Развитие зрительной памяти.
  • Дифференциация смешиваемых по оптическим признакам букв.

Прочитать всю статью.

Недостаточный уровень развития зрительно-пространственных представлений очень важно выявить и обязательно постараться устранить до начала обучения ребенка в школе.

Поэтому профилактика возникновения подобных трудностей у детей старшего дошкольного школьного возраста должна стать  чрезвычайно важной задачей. Она будет заключаться, прежде всего, в устранении у ребенка тех элементарных форм недоразвития зрительно-пространственной сферы, которые в дальнейшем явятся серьезным препятствием к усвоению букв, цифр, скажутся на учебной деятельности детей.

Прочитать всю статью.

Отправить комментарий