1

Словарик

Если вы столкнулись с непонятными для Вас словами-понятиями, предлагаю воспользоваться  разъясняющим материалом.  Ваши вопросы помогут мне сделать словарик полезным.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Задежка речевого развития (ЗРР) — это отставание от возрастной нормы речевого развития ребенка в возрасте до четырех лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. Задержка речевого развития влияет на общее психологическое развитие ребенка и формирование сферы межличностного взаимодействия. От развития речи зависит  и формирование познавательных процессов у ребенка: память, мышление, воображение, внимание.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – невролого-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, активность и возбудимость,  превышающая норму, и плохо управляемая импульсивность.

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) – ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД)— биологически обусловленная недостаточность функций нервной системы, приводящая к легким расстройствам поведения и снижению обучаемости. Причинами ММД являются различные вредности, перенесенные в период внутриутробного развития (токсикоз, инфекционные заболевания у матери, алкогольная интоксикация в поздние сроки беременности), травмы во время родов, заболевания в течение первых лет жизни.

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) – это собирательный диагноз, который характеризуется различными нарушениями структуры и функций головного мозга. Отечественные детские неврологи ставят данный диагноз в тех случаях, когда отклонения выражены слабо или просто врач не может их точно определить. Дело в том, что иногда некоторые специалисты считают отклонением те факторы в развитии ребенка, которые присущи именно данной возрастной категории детей и проходят сами по себе. Также следует отметить, что в международной врачебной практике данный диагноз отсутствует. 

Синдром раннего детского аутизма (РДА) — нарушение в развитии эмоционально-личностной сферы детей и подростков.

Фонематический слух (фонематика) — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.

Аграмматизм – (от греч. a – отрицат. частица и grammata – чтение, письмо) – грамматически неправильное построение речи. Аграмматизм — это нейропсихологическое нарушение психофизиологических процессов, благодаря которым наблюдается опускание слогов, союзов, предлогов, неправильное согласование в роде, числе.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма. Она проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой: неврологическими нарушениями, нарушениями познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания, психическими нарушениями.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Дети с дислексией неправильно оформляют свою речь, избегают сложных фраз, ограничиваются короткими предложениями, у них часто встречаются нарушения связной речи.

У детей с нарушениями чтения наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы.

Дизорфография – специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектоми устной речью. Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи: им трудно увидеть «опасное место» в слове, сложно подобрать проверочное слово, хорошо выучив правило, ребенок не может применить его на письме.

Л.С. Выготский  - основоположник одного из наиболее значимых направлений психологии и развитии ребенка. Им был сформулирован важнейший принцип, развития высших психических функций ребенка -  это изменяющаяся социальная среда, для описания которой Выготским введён термин социальная ситуация развития, определяемая как «своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной».

Существенным вкладом в педагогическую психологию является введённое Выготским понятие зона ближайшего развития. Зона ближайшего развития — «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющая задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым.

На последнем этапе своей научной деятельности Выготского заинтересовали проблемы мышления и речи и им была написана научная работа «Мышление и речь». Выготский сначала высказал предположение, которое вскоре сам же и подтвердил, что от формирования и развития речи зависит уровень развития мышления. Он выявил взаимообусловленность двух этих процессов.

Плаксина Л.И. – доктор психологических наук, профессор кафедры МПГУ, автор многочисленных книг и публикаций, касающихся развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения и особенностей коррекционной работы с ними.

Тема диссертации: «Теоретические основы коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного учреждения»

 

Отправить комментарий