Главный вопрос, ответ на который хотят узнать родители перед школой, — «Готов ли ребенок к школьному обучению?» Однако готовность понимается родителями, педагогами, психологами по-разному.
Итак, готовность к школе – это определенный уровень:
- социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение;
- развития психических функций, необходимых для успешного обучения, таких как внимание, память, мышления и др. Особенно важную роль для школьного обучения занимает определенный уровень развития речи, моторики, зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций;
- личностного развития, включающий самосознание, самооценку, мотивацию;
- нельзя не учитывать при определении готовности и состояние здоровья ребенка.
Каков же «портрет» будущего первоклассника?
- Ребенок спокойно идет на контакт со сверстниками и взрослыми, не избегает общения. Знает правила общения, тактичен, не драчлив. Хорошо адаптируется в новой обстановке (не меняет своего поведения, не становится возбужденным).
- Может работать по инструкции, планировать свою деятельность. Выполняет задание до конца, самостоятельно находит и исправляет ошибки в своей работе. Может сосредоточенно, не отвлекаясь, работать в течение 10 – 15 минут.
- Имеет определенный запас сведений о себе, своей семье, окружающем мире, умеет ими пользоваться. Активно задает вопросы, высказывает собственные элементарные суждения, делает простые логические выводы.
- Удерживает внимание в течение 10 – 15 минут, не отвлекаясь на внешние раздражители. Может запомнить 10 – 12 слов, если их повторить 3 –4 раза. После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4 – 8 строк.
- Правильно произносит все звуки родного языка. Может выделить звук в начале, середине и конце слова. Обладает обширным словарным запасом. Правильно строит предложения, использует предлоги, приставки, союзы. Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинкам. В речи не использует не связанные между собой, незаконченные предложения. Передает интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (запинок, пауз в середине слова и т.п.)
- Хорошо ориентируется в пространстве (может выполнить различные движения вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз).
- Не испытывает затруднений при работе с конструктором, мозаикой, при выполнении графических движений, хорошо рисует.
- Срисовывает (копирует) простые геометрические фигуры, буквы, цифры, соблюдая размер, направление всех штрихов и элементов.
- Может заниматься, учиться, а не только играть. Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых.
Перечисленные выше качества ребенка формируются постепенно при активном воспитательном участии родителей, педагогов.
Понаблюдайте за своим ребенком и определите, достаточно ли у него сформированы те качества и умения, которые позволят ему успешно учиться. Если в каком-то из умений ребенок испытывает трудности, тогда есть необходимость обратиться за квалифицированной помощью к специалистам: педагогу-психологу, логопеду, дефектологу.