Ни для кого не секрет, что чтение и письмо являются особыми формами речевой деятельности, имеющими весьма непростую психологическую структуру.
Общепризнанным является и тот факт, что обучение письменной речи – один из самых трудных для ребенка этапов обучения в школе. Именно на этом этапе у младшего школьника закладывается сама возможность дальнейшего обучения.
Но как часто вопреки всем усилиям учителя, на начальных стадиях становления письменной речи, у некоторых школьников встречаются стойкие специфические ошибки, которые проявляются в:
- пропусках,
- перестановках,
- вставках лишних букв и слогов при письме и чтении,
- зеркальных отображениях букв на письме.
Очень распространенными ошибками являются:
- слитное написание служебных слов,
- отсутствие умения различать границы предложения.
К специфическим ошибкам можно отнести:
- неумение правильно образовывать некоторые формы слова (ребенок придумывает слова, которых не существует),
- неправильный подбор однокоренных слов в проверочных работах, причиной чего является недостаточно развитая устная речь ребенка.
Такого рода расстройства приводят к появлению в младшем школьном возрасте специфических трудностей обучения письму и чтению – дисграфии и дислексии, которые без должной коррекции могут стать причиной трудностей обучения по многим предметам в старшем школьном возрасте.
Проявления дисграфии и дислексии встречаются у 25–35% детей школьного возраста. Своевременно оказанная коррекционная поддержка, именно на начальном этапе возникновения проблемы, поможет решить одну из самых актуальных задач школьного обучения.
Изучение детей со стойкими нарушениями письма и чтения показывает, что специфические трудности обучения могут возникать у детей с сохранным интеллектом, полноценным зрением, слухом и речью и могут ничем не проявлять себя в повседневной жизни ребенка. Поэтому родители и учителя должны обращать должное внимание на характер и частотность ошибок, допускаемых школьником.