Общеизвестно, что для полноценного овладения письменной речью ребенок должен прочно усвоить три основных принципа русской орфографии: фонетический, морфологический и традиционный.
Традиционный принцип базируется на отражении старых норм письма. С ними ребенок чаще всего сталкивается при написании словарных слов.
Словарный диктант является одним из самых сложных видов работ для учащихся, особенно отягощенных речевыми и зрительными нарушениями. Трудность состоит даже не в том, чтобы запомнить слова, а в том, что дети не знают, как это делать.
Поэтому работа над словарными словами должна включаться в содержание коррекционных занятий как неотъемлемая составляющая успешного формирования навыка письма, позволяющего ученику овладеть функциональной грамотностью. Дети не должны механически запоминать слова, поскольку из-за плохой слухоречевой памяти им обычно это не удается. Не помогает и многократное прописывание словарных слов. Школьники с речевой и зрительной патологией не могут визуально запомнить написание слов, в результате чего словарное слово каждый следующий раз может воспроизводиться по-новому. Изучение словарных слов необходимо осуществлять в системе всего коррекционного воздействия, направленного на преодоление нарушений письма у младших школьников.
Работа над заучиванием словарных слов, основываясь на первом правиле педагогике, должна проводиться системно. В основе должен лежать алгоритм запоминания словарных слов, который действует всегда, независимо от сложности слова
Алгоритм запоминания словарных слов
- Объяснить значение словарного слова. Очень часто трудность запоминания связана с непониманием значения, и поэтому объяснение значения ассоциативно помогает запомнить и написание.
- Орфографическое чтение вслух. Под этим понимается чтение слова так, как оно пишется. Это необходимое условие, потому что дети помогают себе, проговаривая слова при письме именно так, как они пишутся.
- Одновременно писать и произносить словарное слово. Так реализуется звуковая и визуальная природа слова. Такой подход ориентирован на визуалов (тех, кто воспринимает информацию преимущественно зрительно) и аудиалов (тех, кто лучше воспринимает информацию на слух)
- Записать словарное слово по памяти.
- Проверить по образцу. Если есть ошибки, необходимо самостоятельно их исправить, зачеркнув неверную букву и надписав сверху верную, а рядом еще раз прописать слово, проговаривая его.
Способы, облегчающие запоминание словарных слов
- Образное представление словарного слова: картинка со словарным словом-образом, которую дети могут придумывать и рисовать сами, используя свою фантазию.
Для этого нужно:
- представить слово, которое нужно запомнить;
- выделить в нем наиболее сложный фрагмент;
- придумать образ слова;
- связать выделенный фрагмент с образом;
- нарисовать цветную картинку со словом-образом.
Подобное рисование является хорошим способом введения новых слов в активный словарный запас ребенка.
2. «Слуховая подсказка» (если слово сложно нарисовать)
К изучаемому словарному слову надо подобрать такое вспомогательное слово, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное, имеет схожее звучание со словарным словом.
Например, Костя в костюме. Костя в коричневом костюме. Костя в коричневом костюме идет по коридору. Катя у калитки. На Катином платье карман. Катя на картине. Оля на портрете. Белая береза. Пессимист Петя, дилетант Дима. и т.д.
3. Обращение к этимологии слова. Происхождение слова часто объясняет его написание.
4. Тематическая группировка словарных слов. Подбираются названия к тематическим группам словарных слов, а затем можно составить (самостоятельно, либо педагогом) рассказы по изученным словарным словам.
5. Группировка словарных слов по схожести орфограмм.