120

Методы работы со словарными словами

Общеизвестно, что для полноценного овладения письменной речью ребенок должен прочно усвоить три основных принципа русской орфографии: фонетический, морфологический и традиционный.

Традиционный принцип базируется на отражении старых норм письма. С ними ребенок чаще всего сталкивается при написании словарных слов.

Словарный диктант является одним из самых сложных видов работ для учащихся, особенно отягощенных речевыми и  зрительными нарушениями. Трудность состоит даже не в том, чтобы запомнить слова, а в том, что дети не знают, как это делать.

Поэтому работа над словарными словами должна включаться в содержание коррекционных занятий как неотъемлемая составляющая успешного формирования навыка письма, позволяющего ученику овладеть функциональной грамотностью. Дети не должны механически запоминать слова, поскольку из-за плохой слухоречевой памяти им обычно это не удается. Не помогает и многократное прописывание словарных слов. Школьники с речевой и зрительной патологией не могут визуально запомнить написание слов, в результате чего словарное слово каждый следующий раз может воспроизводиться по-новому. Изучение словарных слов необходимо осуществлять в системе всего коррекционного воздействия, направленного на преодоление нарушений письма у младших школьников.

Работа над заучиванием словарных слов, основываясь на первом правиле педагогике, должна проводиться системно. В основе должен лежать  алгоритм запоминания словарных слов, который действует всегда, независимо от сложности слова

Алгоритм запоминания словарных слов

  1. Объяснить значение словарного слова. Очень часто трудность запоминания связана с непониманием значения, и поэтому объяснение значения ассоциативно помогает запомнить и написание.
  2. Орфографическое чтение вслух. Под этим понимается чтение слова так, как оно пишется. Это необходимое условие, потому что дети помогают себе,  проговаривая слова при письме именно так, как они пишутся.
  3. Одновременно писать и произносить словарное слово. Так реализуется звуковая и визуальная природа слова. Такой подход ориентирован на визуалов (тех, кто воспринимает информацию преимущественно зрительно) и аудиалов (тех, кто лучше воспринимает информацию на слух)
  4. Записать словарное слово по памяти.
  5. Проверить по образцу. Если есть ошибки, необходимо самостоятельно их исправить, зачеркнув неверную букву и надписав сверху верную, а рядом еще раз прописать слово, проговаривая его.

Способы, облегчающие запоминание словарных слов

    1.  Образное представление словарного слова: картинка со словарным словом-образом, которую дети могут придумывать и рисовать сами, используя  свою фантазию.

Для этого нужно:

    • представить слово, которое нужно запомнить;
    • выделить в нем наиболее сложный фрагмент;
    • придумать образ слова;
    • связать выделенный фрагмент с образом;
    • нарисовать цветную картинку со словом-образом.

Подобное рисование является хорошим способом введения новых слов в активный словарный запас ребенка.

2. «Слуховая  подсказка» (если слово сложно нарисовать)

К изучаемому словарному слову надо подобрать такое вспомогательное слово, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное, имеет схожее звучание со словарным словом.

Например, Костя в костюме. Костя в коричневом костюме. Костя в коричневом костюме идет по коридору.  Катя у калитки. На Катином платье карман. Катя на картине. Оля на портрете. Белая береза. Пессимист Петя, дилетант Дима. и т.д.

3. Обращение к этимологии слова. Происхождение слова часто объясняет его написание.

4. Тематическая группировка словарных слов. Подбираются названия к тематическим группам словарных слов, а затем можно составить (самостоятельно, либо педагогом) рассказы по изученным словарным словам.

5. Группировка словарных слов по схожести орфограмм.

Прочитать всю статью.

Отправить комментарий