16

Проблема нарушения чтения у детей

Процесс  чтения в некоторых своих функциях тесно связан со сферой зрительного восприятия. Многие исследователи все-таки и до сих пор не отрывают дислексию (нарушение чтения)  от нарушений зрительных функций. Многочисленные исследования в области дислексии  детей нарушениями зрения позволили сделать вывод, что дислексия у них не является чем-то совершенно отличным. Патогенез дислексии у  детей с нарушениями зрения, как и у нормальных детей, связан со многими факторами: задержкой речевого развития, нарушениями устной речи, нарушениями схемы тела, несформированностью временных и пространственных представлений.

Дислексия – это вид специфического нарушения обучения, имеющий неврологическую природу. Она характеризуется неспособностью быстро и правильно распознавать слова, осуществлять декодирование, осваивать навыки правописания. Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка. Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей  и полноценные условия обучения. Вторично возникают нарушения понимания текста, дефицит читательского опыта и словаря. (Определение предложено Международной ассоциацией дислексии)

Принято различать дислексию и трудности овладения чтением, вызванные другими причинами, такими как умственная отсталость, дефекты зрения и слуха. Их называют ещё неспецифическими, или вторичными нарушениями чтения. Дислексию отличает от них стойкость и избирательность нарушений.

Симптоматика дислексии

При дислексии наблюдаются следующие группы ошибок:

      1. Замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих   в   их   состав,   и  др.),   а   также  замены   графически   сходных букв (X — Ж, П — Н, 3 — В и др.).
      2. Побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно.
      3. Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.
      4. Нарушения понимания прочитанного, которые проявляются на уровне отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны.
      5. Аграмматизмы при чтении. Они проявляются на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласования существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др.

Нарушения чтения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка. Так, неудачи при овладении чтением могут вызвать и закрепить у него такие черты характера, как неуверенность в себе, робость, тревожную мнительность или, наоборот, озлобленность,   агрессивность,   склонность   к   негативным   реакциям.

Самые распространённые проблемы дислексика:

    • задержка в развитии способности читать, писать, запоминать орфографию;
    • дезориентация в пространстве, дезорганизация;
    • трудности с восприятием информации;
    • трудности в узнавании слов, непонимание того, что только что было прочитано;
    • неуклюжесть или нарушение координации;
    • синдром дефицита внимания, иногда сопровождаемый гиперактивностью.

Мифы о дислексии

Современная наука уже развеяла многие популярные мифы о дислексиках.

Миф 1. «Все дело в каверзных буковках».

Долго считалось, что все дело в каверзных буковках, которые не каждому даются. Якобы дислексики пишут их задом наперед. Неправда. Практически все дети рисуют зеркальные копии букв, хотя у страдающих дислексией это встречается чаще. Также считалось, что среди таких детей больше мальчиков, чем девочек. Снова неверно. Просто мальчиков чаще замечают, поскольку они более склонны выражать свои обиды и огорчения непослушанием.

Миф 2. «Ребенок может дислексию перерасти».

Это наиболее страшное заблуждение, которое до поры до времени окружало дислексию, Подобное убеждение приводит к тому, что родители обращаются за помощью, когда уже слишком поздно. Если диагноз поставлен ребенку в возрасте девяти-десяти лет, его еще можно научить читать, однако с большим трудом.

Миф 3. «Дислексик — значит умственно неполноценный».

На людей, страдающих дислексией, долго лепили ярлык «умственно неполноценных», однако, с развитием науки и этот миф постепенно сходит на нет, так как само явление дислексии не является психическим отклонением, а скорее представляет собой необычную особенность мозга, которая дает таким людям большое преимущество в образном мышлении и способность к нестандартным решениям. Иначе говоря, среди тех, кто добился признания и успеха — ученых, художников, актеров, — немало дислексиков. Наверное, из-за того, что их мозг устроен иначе, дислексики, как правило, смотрят на вещи с новой, необычной точки зрения, что позволяет им выходить на принципиально новый уровень восприятия, оставляя всех стандартно мыслящих далеко позади. Они видят мир как будто в ярком трехмерном изображении, в то время как остальные смотрят плоское черно-белое кино.
Однако у медали существуют две стороны. Из-за своей необычности такие люди часто страдают комплексом неполноценности и, как правило, подвержены вспышкам дурного настроения и депрессивным состояниям.

Миф 4. «Зеркальное» письмо, характерное для левшей — признак неострой формы дислексии«.

На самом деле, практически все дети на начальном этапе обучения рисуют зеркальные копии букв. Данное нарушение можно считать симптомом дислексии, только если оно имеет стойкий и продолжительный характер.

Миф 5. «Дислексия у мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек».

Единого мнения на этот счет нет. Некоторые медики склонны объяснять предрасположенность мальчиков к нарушениям работы головного мозга изначальной генетической «уязвимостью» мужского набора хромосом. По статистике, девочек с диагнозом дислексия не меньше, чем мальчиков.

Ребёнку 6-8 лет требуется консультация специалиста, если он:

      1. плохо различает и воспроизводит звуки;
      2. с трудом учит стихи;
      3. путается в порядке следования времён года и дней недели;
      4. не может правильно повторить в прямом порядке четыре цифры, а в обратном — три;
      5. не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами;
      6. плохо ориентируется в понятиях «право — лево»;
      7. никак не научится застёгивать пуговицы и завязывать шнурки;
      8. затрудняется в составлении рассказа по серии картинок.

К группе риска детей, предрасположенных к дислексии, относятся также:

  1. леворукие дети, скрытые левши и так называемые амбидекстры, одинаково владеющие как правой, так и левой рукой;
  2. кинестетики;
  3. дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
  4. дети с задержкой развития устной речи.

Прочитать всю статью

Отправить комментарий