136

Профилактика трудностей при обучении письму

С первых дней обучения в школе многие дети сталкиваются с серьезными трудностями. В частности, выясняется, что они с трудом ориентируются на плоскости тетрадного листа: не могут выполнить просьбу отступить вправо, влево, вверх или вниз; не способны определить, что находится справа от… или слева от…, правее или левее.

При письме они совершают такие специфические ошибки, как смешение сходных по написанию букв (б-д, п-т…), неправильное изображение элементов букв, зеркальное написание. Причиной этих и ряда других трудностей является недостаточный уровень развития зрительно-пространственных представлений.

Данную причину очень важно своевременно выявить и обязательно постараться устранить до начала обучения ребенка грамоте, чтобы ребенок просто «не успел» усвоить неправильные начертания букв и тем более ввести их в «моторную память руки». С последним потом бороться бывает особенно сложно, хотя и вполне возможно.

Поэтому профилактика возникновения подобных трудностей письма у детей предшкольного возраста должна стать для родителей чрезвычайно важной задачей. Она будет заключаться прежде всего в устранении у ребенка тех более элементарных форм недоразвития зрительно-пространственной сферы, которые в дальнейшем явятся серьезным препятствием к усвоению букв.

Состояние  зрительно-пространственных представлений  может быть проверено самими родителями в ходе выполнения ребенком предложенных заданий.

Понимание пространственных предлогов.

  • Ребенку предлагают положить карандаш НА книгу, В книгу, ПОД книгу, ЗА книгу, ПЕРЕД книгой, ОКОЛО книги, а также подержать его НАД книгой. Затем, расположив сразу несколько карандашей в указанном выше положении по отношению к книге, нужно попросить ребенка взять карандаш ИЗ книги, ИЗ-ПОД книги, ИЗ-ЗА книги, С книги. Неправильность выполнения этих заданий или слишком медленное их выполнение будет свидетельствовать о непонимании (или недостаточном понимании) ребенком значений этих предлогов.

Самостоятельное называние ребенком пространственных предлогов. (проверяется в случае успешного выполнения им предыдущего задания, так как если отсутствует даже понимание значений предлогов, то самостоятельное их называние проверять бессмысленно)

  • Взрослый сам проделывает все описанные выше «манипуляции», а ребенок говорит, куда кладется карандаш, употребляя при этом соответствующие предлоги.

Ориентировка в правой и левой сторонах пространства и в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу.

  • Взрослый кладет карандаш справа от книги и просит ребенка сделать то же самое (перед ним тоже лежат книга и карандаш). Ребенок может положить карандаш слева, то есть воспроизвести расположение этих двух предметов в пространстве «зеркально».
  • Ребенка просят поднять вверх правую руку. Если это задание выполняется им ошибочно, то предъявление всех последующих заданий теряет всякий смысл, поскольку все они соотносятся с выделением правой и левой рук. При четком выделении правой руки далее предлагается ряд следующих заданий.
  • Ребенка просят показать, какие предметы (стол, диван, кресло) находятся справа от него, а какие – слева. Он должен понимать, что справа находятся те предметы, которые расположены ближе к его правой руке и наоборот.
  • Попросив ребенка повернуться к противоположной стене (то есть на 180 градусов), задают ему те же самые вопросы. Если ребенок дает на них прежние ответы, значит он не ориентируется в левой и правой сторонах пространства, а просто старается «раз и навсегда» запомнить расположение в нем данных предметов.
  • Положив вилку слева, а ложку справа от тарелки, ребенка просят показать тот предмет, который находится справа (или слева) от нее.
  • Ребенка просят показать на картинке, какая из птиц сидит на дереве выше, а какая – ниже, какой из предметов находится дальше, а какой – ближе т.п.
  • Ребенку предлагают ответить примерно на такие вопросы: Что выше, дерево или 10-этажный дом? Кто (или что) летает выше, птицы или самолеты? Что к тебе ближе, стул (стоящий рядом с ребенком) или окно (расположенное в другом конце комнаты)? И т.п.

Ориентация на листе бумаги

  • Поиграйте с ребенком вот в такую игру: возьмите чистый лист бумаги (можно большой), дайте ребенку фломастер (маркер, толстый карандаш или мелок). Представьте, что вы едете на автомобиле и ребенок чертит на бумаге маршрут: «Едем прямо, сворачиваем направо, продвигаемся вперед, стой, дорога перекрыта, поворачиваем назад, потом налево, делаем круг и…». Получится схема движенияю

Представления о форме и величине предметов.

  • Проверяется знание ребенком названий различных геометрических фигур, изображенных на картинке (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Если он не может сам назвать эти фигуры, то их называет взрослый, а ребенок показывает; последнее позволяет выявить понимание ребенком этих названий, то есть наличие этих слов  в его пассивном словаре.
  • Ребенка просят назвать изображенные на картинке высокое и низкое дерево, узкую и широкую ленту, толстый и тонкий карандаш, большое, маленькое и «среднее» яблоко. При этом взрослый называет пространственный признак одного предмета, а ребенок другого. Например, взрослый говорит: «Вот это дерево высокое, а это какое?».

Узнавание предметов в усложненных условиях

  • Ребенку предлагаются следующие задания:
  • Назвать схематично изображенные на картинке предметы.
  • Назвать предметы, изображенные пунктиром.
  • Назвать «зашумленные» (перечеркнутые различными линиями) предметы.
  • Назвать предметы, наложенные друг на друга.
  • Назвать недорисованные предметы (с отсутствующими некоторыми деталями)

Состояние зрительного анализа и синтеза

  • Ребенку предлагается сказать, чем (какими деталями) отличаются друг от друга два похожих домика, два снеговика, две вазы и пр.
  • Ребенка просят сложить из детских кубиков по образцу какой-либо несложный предмет. Для выполнения этого задания он должен уметь синтезировать отдельные его части в единое целое.

 Знание букв и узнавание их в усложненных условиях

У детей старшего дошкольного возраста проверяется знание печатных букв. Сначала ребенку предлагают назвать любые заглавные и строчные печатные буквы, предъявленные «вразбивку». В случае успешного выполнения этого задания проверяется и узнавание букв в усложненных условиях, что позволит судить об устойчивости их различения.

Ребенку предлагается назвать:

  • буквы, сходные по начертанию;
  • изображенные пунктиром;
  • заштрихованные;
  • необычно расположенные в пространстве;
  • наложенные друг на друга;
  • недописанные;
  • стилизованные;
  • правильно написанные буквы в ряду правильно и зеркально изображенных.

Ребенок, успешно справившийся со всеми этими заданиями, не будет испытывать перечисленных трудностей при обучению письму. В том случае, если ребенок затрудняется только в выполнении заданий, связанных непосредственно с узнаванием букв, то и работу с ним нужно проводить над различением именно букв. Если же выявлено нарушение и более элементарных функций, касающихся различения пространственных предлогов и пр., то это свидетельствует о несформированности зрительно-пространственных представлений. Тогда профилактическую работу с ребенком нужно начинать не с букв, а с формирования нарушенных более элементарных функций.

В процессе профилактики используются те же самые задания, что и при обследовании, только их число нужно увеличить.

Отправить комментарий