Нередко родители, заметившие, что их ребенок-первоклассник недостаточно собран и ответственен, начинают его опекать. И эта опека, ставшая привычной в первом классе, тянется зачастую до конца школы.
Ученику начальной школы действительно требуется помощь и поддержка взрослых. Но они не должны привести к тому, что ребенок переложит всю ответственность за свое обучение на плечи родителей.
За время обучения в первом классе внешний родительский контроль должен смениться самоконтролем ребенка. Это крайне важный процесс, без которого невозможно дальнейшее эффективное обучение в школе, да и в целом самореализация человека в жизни.
Самоконтроль не формируется в одночасье. Однако младший школьный возраст – самое подходящее время для его развития, никогда раньше и позже ребенок так не готов к принятию ответственности за свою деятельность.
Как развивать самоконтроль?
Все начинается с мелочей. Прежде всего, важно научить ребенка понимать и планировать свое время. Здесь может быть полезным использование таймера и песочных часов. Можно завести таймер так, чтобы он дал один сигнал за 5 минут до необходимого окончания работы и сигнал в конце отрезка времени. Поначалу ребенку будет сложно уложиться в эти пределы, но постепенно он научится чувствовать время и эффективно распределять свои силы.
Постепенный переход.
Переход от «давай вместе» до «ты справишься» – постепенный. Очень важно чувствовать возможности своего ребенка и вовремя делать шаги «от», предоставляя ему все больше самостоятельности.
Так и растет самостоятельность школьника. Кто-то проходит через описанные шаги за пару месяцев, кто-то – в течение первого-второго года обучения. Важно при этом, чтобы ребенок видел не отстранение родителей от его дел в этом постепенном «отодвигании», а веру в собственные силы и возможности.
Иногда возникает необходимость сделать шаг назад. Казалось бы, ребенок уже привык справляться с домашним заданием сам, но вдруг снова требует внимания. Возможно, задание кажется ему слишком сложным, возможно, он по каким-то причинам волнуется или тревожится. Не страшно снова посидеть с ним рядом, помогая разобраться или просто контролируя время.
Важность самопроверки.
При выполнении домашних заданий очень важно отслеживать, выполняет ли ребенок самопроверку. Она должна стать привычкой. Решил несколько примеров, выполнил задание по русскому языку и не закрыл тетрадь, а сначала проверил себя. Этот навык формируется не сразу.
Пока он не вошел в привычку, можно превратить его в игру. Подготовить ребенку несколько аналогичных примеров с правильными и неправильными решениями, дать красный карандаш и попросить побыть учителем. Дети обычно с удовольствием выполняют это задание. А в один из следующих разов попросить ребенка стать учителем и проверить свое собственное задание.
Первоклассников часто ругают за «грязь в тетради». Важно не переусердствовать с этим. Если ребенок смог найти ошибки и сам исправить их, это ценнее всего. Конечно, нужно учить делать исправления аккуратно, но если постоянно ругать ребенка за «грязь», то желания исправлять свои ошибки, конечно же, не появится.