6

Формирование самоконтроля у школьников

Задача современного школьного образования состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к дальнейшему развитию и самообразованию, развить умение самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить способы ее реализации. Школа должна развивать у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека – самоконтроль.

Самоконтроль — один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля оказалась более эффективной, надо убедить учащихся в необходимости самоконтроля и конкретно показать им как поступать в том случае, если при проверке выяснится, что полученный результат не удовлетворяет условию задачи. Нужна систематическая работа в этом направлении…

Прочитать всю статью.

Самоконтроль  на логопедических занятиях.

Отличительной особенностью детей с низким самоконтролем является резко выраженная недостаточность произвольного внимания. Такая недостаточность обуславливает повышенную отвлекаемость детей, трудность сосредоточения на процессе деятельности, неполноценность концентрации и распределения внимания.

Самоконтроль и самопроверку  у детей важно формировать и на различных этапах логопедической работы, уделяя этому особое внимание.

Так как коррекция звукопроизношения требует закрепления поставленных звуков в речи, поэтому без самоконтроля не обойтись.

В работе над фонетикой и фонематикой использую «помощников — контролеров»:

      1. Трубку – фонендоскоп, которая способствует закреплению  нормативного зукопроизношения, путем выработки правильных кинестезий в артикуляционной моторике при постановке звука.
      2. «Медали», которые вручаю детям за приобретение умения правильно произносить поставленный звук. Это способствует формированию положительной мотивации к самоконтролю в речи.
      3. Диктофон для сравнения нормативного и нарушенного ранее произношения  звуков речи.
      4. Бейджики с указанием поставленного звука, которые служат «напоминанием» и позволяют осуществлять еще дополнительный контроль со стороны взрослых.

Для формирования лексико-грамматической стороны речи у дошкольников и младших школьников необходимо создавать игровые ситуации, стремиться заинтересовывать детей предлагаемым для усвоения и закрепления материалом. Моими помощниками-контролерами являются различные по тематике настольные дидактические игры с элементом самопроверки фирмы «Ребус», которые я активно использую  в работе и которые так нравятся детям.

Процесс формирования письма у младших школьников часто сопровождается многочисленными ошибками, специфическими (дисграфическими, дислексическими) и орфографическими.

Низкий самоконтроль при письме приводит к тому, что дети не замечают ошибок ни по ходу записи, ни при ее проверке. Несформированность самоконтроля при письме также отрицательно влияет на сроки и эффективность логопедической работы по устранению дисграфии.

В процессе коррекции  важно научить детей самостоятельно  находить,  исправлять а затем и предупреждать эти ошибки.

    1. Для этого я использую трафареты букв (печатных и письменных), когда процесс письма только формируется. Движения руки при написании букв по трафарету способствуют закреплению в памяти зрительного образа буквы и  кинестезий в мелкой моторике.
    2. Для проверки письменных работ предлагаю детям памяткипредставляющие образцы – шаблоны, планы-действий при проверке. Последовательная систематическая работа  с памяткой способствует выработке процессов самоконтроля у младших школьников.
    3. В процессе самоконтроля возможно использование вспомогательных приспособлений, позволяющих ребенку выделить слово из текста и сосредоточить на нем свое внимание. Таким приспособлением может служить проверочная карточка – «карточка – выручалочка»прямоугольник из картона размером в половину тетрадной страницы, на верхней и нижней грани которого вырезаны «окошки» для выделения длинного и короткого слова. Благодаря карточке дети «ловят» в соответствующие окошки длинные и  короткие слова, тем самым ограничивая поле зрения своей проверки одним словом, что особенно удобно на начальных стадиях формирования самопроверки.

Введение подобной карточки устраняет у детей страх перед объемом текста, позволяет ребенку не терять слово, не перескакивать с одной строки на другую, что является особенностью учащихся с нарушением зрения.

Ознакомиться с презентацией

Отправить комментарий