Задача современного школьного образования состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к дальнейшему развитию и самообразованию, развить умение самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить способы ее реализации. Школа должна развивать у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека – самоконтроль.
Самоконтроль — один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля оказалась более эффективной, надо убедить учащихся в необходимости самоконтроля и конкретно показать им как поступать в том случае, если при проверке выяснится, что полученный результат не удовлетворяет условию задачи. Нужна систематическая работа в этом направлении…
Самоконтроль на логопедических занятиях.
Отличительной особенностью детей с низким самоконтролем является резко выраженная недостаточность произвольного внимания. Такая недостаточность обуславливает повышенную отвлекаемость детей, трудность сосредоточения на процессе деятельности, неполноценность концентрации и распределения внимания.
Самоконтроль и самопроверку у детей важно формировать и на различных этапах логопедической работы, уделяя этому особое внимание.
Так как коррекция звукопроизношения требует закрепления поставленных звуков в речи, поэтому без самоконтроля не обойтись.
В работе над фонетикой и фонематикой использую «помощников — контролеров»:
- Трубку – фонендоскоп, которая способствует закреплению нормативного зукопроизношения, путем выработки правильных кинестезий в артикуляционной моторике при постановке звука.
- «Медали», которые вручаю детям за приобретение умения правильно произносить поставленный звук. Это способствует формированию положительной мотивации к самоконтролю в речи.
- Диктофон для сравнения нормативного и нарушенного ранее произношения звуков речи.
- Бейджики с указанием поставленного звука, которые служат «напоминанием» и позволяют осуществлять еще дополнительный контроль со стороны взрослых.
Для формирования лексико-грамматической стороны речи у дошкольников и младших школьников необходимо создавать игровые ситуации, стремиться заинтересовывать детей предлагаемым для усвоения и закрепления материалом. Моими помощниками-контролерами являются различные по тематике настольные дидактические игры с элементом самопроверки фирмы «Ребус», которые я активно использую в работе и которые так нравятся детям.
Процесс формирования письма у младших школьников часто сопровождается многочисленными ошибками, специфическими (дисграфическими, дислексическими) и орфографическими.
В процессе коррекции важно научить детей самостоятельно находить, исправлять а затем и предупреждать эти ошибки.
- Для этого я использую трафареты букв (печатных и письменных), когда процесс письма только формируется. Движения руки при написании букв по трафарету способствуют закреплению в памяти зрительного образа буквы и кинестезий в мелкой моторике.
- Для проверки письменных работ предлагаю детям памятки, представляющие образцы – шаблоны, планы-действий при проверке. Последовательная систематическая работа с памяткой способствует выработке процессов самоконтроля у младших школьников.
- В процессе самоконтроля возможно использование вспомогательных приспособлений, позволяющих ребенку выделить слово из текста и сосредоточить на нем свое внимание. Таким приспособлением может служить проверочная карточка – «карточка – выручалочка», прямоугольник из картона размером в половину тетрадной страницы, на верхней и нижней грани которого вырезаны «окошки» для выделения длинного и короткого слова. Благодаря карточке дети «ловят» в соответствующие окошки длинные и короткие слова, тем самым ограничивая поле зрения своей проверки одним словом, что особенно удобно на начальных стадиях формирования самопроверки.
Введение подобной карточки устраняет у детей страх перед объемом текста, позволяет ребенку не терять слово, не перескакивать с одной строки на другую, что является особенностью учащихся с нарушением зрения.